Здравствуйте, милые девушки, мамы и бабушки! Сегодня предлагаю поговорить о простом и полезном способе коррекции поведения ребенка, который нам, женщинам крайне необходим в повседневной жизни при общении с детьми.

Даже если у вас пока не намечаются дети или уже не намечаются, не лишним будет все-таки узнать, как решить проблему непослушания,  непонимания или страдания родителей маленьких детей. Да и описанная технология может сработать в отношении взрослых, потому что внутри каждого человека живет дитя.

А для начала рассмотрим, какие же проблемы воспитания детей встречаются чаще всего.

НЕдетские проблемы в общении с детьми:

  • не хочет ходить к бабушке
  • не хочет идти в садик и/или расстается со слезами
  • не хочет отучаться от соски/бутылки
  • не хочет ходить  на горшок
  • не хочет чистить зубы
  • разбрасывает вещи
  • не пьет молоко
  • не умеет общаться со сверстниками
  • вы можете продолжить свои проблемы воспитания

 

Что можно предпринять?

  • Можно, конечно, уговаривать ребенка каждый раз, когда он не в силах оторваться от мамы и прямо-таки рыдает, не хочет отправляться в группу…
  • Можно, конечно, малышу еще долго «ходить» в штанишки, а родителям, чего доброго,  бранить (стыдить) ребенка за то, что он это все еще делает…
  • Можно забрать соску и с болью в сердце наблюдать, как дико страдает ни в чем неповинное дитя…
  • Можно продолжать нервничать…
  • Можно…

 

СТОП!!!

Не делайте этого больше!

 

Как подружить детей со сказкой?

Не знаю почему, но моя младшая дочь не очень жалует книги. Возможно, мама-книжница не вдохновила или на одну семью читающей мамы уже много…

Ну, я нашла хитрый способ подружить ее со сказкой.

Сначала я пробовала рассказывать сказки на ночь, когда она уже укрыта теплым одеяльцем и готова вот-вот предаться сладким снам. Очень скоро все известные сказки были исчерпаны, да и повторяться не хотелось совсем.

Поэтому я стала сама их сочинять. На ходу. Старалась в своих сказках быть ближе к реальности и непременно некая девочка (считайте, прототип дочери) была главной героиней сюжета.

Но со временем меня все больше клонило в сон, бывало, в сюжет стали включаться не относящиеся к делу персонажи  и действия – в которых, к примеру, бабушка могла читать лекцию о бизнесе в сети (ну, надеюсь, такая сказка никогда не во вред, учитывая стремительное развитие информационных технологий).

 

Игровая сказкотерапия для детей и «монтаж»

 

Наверное, в силу того, что сказки на ночь стали уже не сказками, а началом без продолжения, потому что на втором предложении сон одолевал нас обеих,  дочь стала все больше просить меня с ней просто поиграть. Причем сначала это были бесцельные игры в дочки-матери.

Сейчас каждый раз у нас разворачивается целая сказка со множеством персонажей, с возможностью непосредственного участия самого ребенка. Сюжеты вполне реальные, хотя нередко возникают прямо-таки фантастические события. Мы  и в цирке бываем, и на море.

При этом используем удивительное свойство кино  –  МОНТАЖ

(Помните, разговор на эту тему в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»:

— О, Джонни, я хочу как в синематографе, прошу тебя, сделай монтаж! )

Теперь и у нас так (впрочем, как и во всех играх): Раз-Два – поцеловались мама Барби с папой Кэном и на счет Три уже ребенок.

  • Первой проблемой, которую мне удалось решить – отстранение от сверстников. Она обходила их десятой дорогой. Для этого в сказке-игре основой сюжета стала дружба между детьми, разыгрывались ситуации, в которых нужно было знакомиться, делиться игрушками и т.д.…Таким образом, ребенок уже четко представлял как и о чем говорить для того чтобы подружиться. Для очень стеснительной девочки это хорошее подспорье.
  • Второй победой была легкая адаптация ребенка к садику после длительного перерыва. В сказке мы собирали маленьких кукол в садик, и они с важным видом шли туда, расставаясь с родителями легко и красиво. Поэтому, в то время как чужие дети закатывали истерики, устраивали концерты при расставании с мамами, наша дочь не только смело, но и с превеликой радостью шагала в группу.
  • Далее мы решали проблему грязных рук и последствий, которые ожидают грязнул (в эти моменты «Мойдодыр» отдыхал. Теперь мы моем руки, когда надо и когда не надо.
  • Закапать нос? Нет проблем! Закапываем зайчику в очередной сказке.
  • Не хочет кушать? Кормим мишку, и объясняем, что когда он кушает, то растет и умнеет (хотя вот этот элемент, уверена, используют многие).

Немного о воспитании детей в целом

Потом по мере исчезновения проблем стала задача о нравственном воспитании: уважение взрослых, отношения между супругами в семье…

Вы думаете рано?

Да у нас вообще этому нигде не учат! Главное, чтобы не поздно. Короче, дошло у нас уже до целого семейного клана с множеством детей, родственников, друзей. Мы прорабатываем отношения с мужем, свекровью, подругами, детьми.

Сейчас я не хватаюсь за голову, если что не так. Просто беру на заметку и проигрываю возникшую ситуацию с куклами. Моделирую правильное поведение ребенка и показываю ему на куклах как надо себя вести.

Вот, новая проблема выявилась сегодня. Старшую дочь (сестру) толкнула. Видать, ревность. Ну как раз завтра выходной, попробуем и это решить.

 

 

Является ли сказкотерапия вредным воздействием для ребенка?

Думаю, что у многих возникнет вопрос, не является ли сказкотерапия неким программированием и не вредна ли она для души ребенка, не лишает ли она свободы выбора?

Сказкотерапия – это моделирование ситуаций, которые приводят к желательному результату, корректируя поведение и мышление ребенка, по большому счету рассматриваются и последствия негативного поведения. Сказкой мы показываем возможное решение какой-то детской проблемы, ребенок просто наблюдает и делает какие-то выводы.

В реальной ситуации он имеет свободу выбора как ему поступать. Поэтому сказкотерапия не может программировать, она научает различать добро и зло.

Не все классические сказки выполняют эту функцию, ведь нередко в них показывают добрых фей, которые занимаются колдовством, что не является по сути добром.

В следующем выпуске мы продолжим обсуждение этой темы, а пока вы можете поделиться своим мнением или попробовать применить сказкотерапию в жизни и написать, что из этого вышло.

Людмила Пономаренко