Здравствуйте, милые девушки, мамы и бабушки! Сегодня предлагаю поговорить о простом и полезном способе коррекции поведения ребенка, который нам, женщинам крайне необходим в повседневной жизни при общении с детьми.
Даже если у вас пока не намечаются дети или уже не намечаются, не лишним будет все-таки узнать, как решить проблему непослушания, непонимания или страдания родителей маленьких детей. Да и описанная технология может сработать в отношении взрослых, потому что внутри каждого человека живет дитя.
А для начала рассмотрим, какие же проблемы воспитания детей встречаются чаще всего.
НЕдетские проблемы в общении с детьми:
- не хочет ходить к бабушке
- не хочет идти в садик и/или расстается со слезами
- не хочет отучаться от соски/бутылки
- не хочет ходить на горшок
- не хочет чистить зубы
- разбрасывает вещи
- не пьет молоко
- не умеет общаться со сверстниками
- вы можете продолжить свои проблемы воспитания…
Что можно предпринять?
- Можно, конечно, уговаривать ребенка каждый раз, когда он не в силах оторваться от мамы и прямо-таки рыдает, не хочет отправляться в группу…
- Можно, конечно, малышу еще долго «ходить» в штанишки, а родителям, чего доброго, бранить (стыдить) ребенка за то, что он это все еще делает…
- Можно забрать соску и с болью в сердце наблюдать, как дико страдает ни в чем неповинное дитя…
- Можно продолжать нервничать…
- Можно…
СТОП!!!
Не делайте этого больше!
Как подружить детей со сказкой?
Не знаю почему, но моя младшая дочь не очень жалует книги. Возможно, мама-книжница не вдохновила или на одну семью читающей мамы уже много…
Ну, я нашла хитрый способ подружить ее со сказкой.
Сначала я пробовала рассказывать сказки на ночь, когда она уже укрыта теплым одеяльцем и готова вот-вот предаться сладким снам. Очень скоро все известные сказки были исчерпаны, да и повторяться не хотелось совсем.
Поэтому я стала сама их сочинять. На ходу. Старалась в своих сказках быть ближе к реальности и непременно некая девочка (считайте, прототип дочери) была главной героиней сюжета.
Но со временем меня все больше клонило в сон, бывало, в сюжет стали включаться не относящиеся к делу персонажи и действия – в которых, к примеру, бабушка могла читать лекцию о бизнесе в сети (ну, надеюсь, такая сказка никогда не во вред, учитывая стремительное развитие информационных технологий).
Игровая сказкотерапия для детей и «монтаж»
Наверное, в силу того, что сказки на ночь стали уже не сказками, а началом без продолжения, потому что на втором предложении сон одолевал нас обеих, дочь стала все больше просить меня с ней просто поиграть. Причем сначала это были бесцельные игры в дочки-матери.
Сейчас каждый раз у нас разворачивается целая сказка со множеством персонажей, с возможностью непосредственного участия самого ребенка. Сюжеты вполне реальные, хотя нередко возникают прямо-таки фантастические события. Мы и в цирке бываем, и на море.
При этом используем удивительное свойство кино – МОНТАЖ
(Помните, разговор на эту тему в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»:
– О, Джонни, я хочу как в синематографе, прошу тебя, сделай монтаж! )
Теперь и у нас так (впрочем, как и во всех играх): Раз-Два – поцеловались мама Барби с папой Кэном и на счет Три уже ребенок.
- Первой проблемой, которую мне удалось решить – отстранение от сверстников. Она обходила их десятой дорогой. Для этого в сказке-игре основой сюжета стала дружба между детьми, разыгрывались ситуации, в которых нужно было знакомиться, делиться игрушками и т.д.…Таким образом, ребенок уже четко представлял как и о чем говорить для того чтобы подружиться. Для очень стеснительной девочки это хорошее подспорье.
- Второй победой была легкая адаптация ребенка к садику после длительного перерыва. В сказке мы собирали маленьких кукол в садик, и они с важным видом шли туда, расставаясь с родителями легко и красиво. Поэтому, в то время как чужие дети закатывали истерики, устраивали концерты при расставании с мамами, наша дочь не только смело, но и с превеликой радостью шагала в группу.
- Далее мы решали проблему грязных рук и последствий, которые ожидают грязнул (в эти моменты «Мойдодыр» отдыхал. Теперь мы моем руки, когда надо и когда не надо.
- Закапать нос? Нет проблем! Закапываем зайчику в очередной сказке.
- Не хочет кушать? Кормим мишку, и объясняем, что когда он кушает, то растет и умнеет (хотя вот этот элемент, уверена, используют многие).
Немного о воспитании детей в целом
Потом по мере исчезновения проблем стала задача о нравственном воспитании: уважение взрослых, отношения между супругами в семье…
Вы думаете рано?
Да у нас вообще этому нигде не учат! Главное, чтобы не поздно. Короче, дошло у нас уже до целого семейного клана с множеством детей, родственников, друзей. Мы прорабатываем отношения с мужем, свекровью, подругами, детьми.
Сейчас я не хватаюсь за голову, если что не так. Просто беру на заметку и проигрываю возникшую ситуацию с куклами. Моделирую правильное поведение ребенка и показываю ему на куклах как надо себя вести.
Вот, новая проблема выявилась сегодня. Старшую дочь (сестру) толкнула. Видать, ревность. Ну как раз завтра выходной, попробуем и это решить.
Является ли сказкотерапия вредным воздействием для ребенка?
Думаю, что у многих возникнет вопрос, не является ли сказкотерапия неким программированием и не вредна ли она для души ребенка, не лишает ли она свободы выбора?
Сказкотерапия – это моделирование ситуаций, которые приводят к желательному результату, корректируя поведение и мышление ребенка, по большому счету рассматриваются и последствия негативного поведения. Сказкой мы показываем возможное решение какой-то детской проблемы, ребенок просто наблюдает и делает какие-то выводы.
В реальной ситуации он имеет свободу выбора как ему поступать. Поэтому сказкотерапия не может программировать, она научает различать добро и зло.
Не все классические сказки выполняют эту функцию, ведь нередко в них показывают добрых фей, которые занимаются колдовством, что не является по сути добром.
В следующем выпуске мы продолжим обсуждение этой темы, а пока вы можете поделиться своим мнением или попробовать применить сказкотерапию в жизни и написать, что из этого вышло.
Людмила Пономаренко
0 комментариев